как стать стюардессой— Ольга, как вы попали так э-э-э-э высоко?

— Ну, не сказать, чтобы с детства мечтала. Я вообще выросла в месте, где о самолетах имели смутное представление, видели их только в небе, а аэропорт был только в областном центре. Уже позднее я переехала в город, где был довольно большой аэропорт. Я как раз закончила университет и искала место работы. По специальности работать было просто невозможно, зарплата настолько мизерная, что арендовать жилье и полноценно жить было бы просто невозможно. Случайно увидела объявление о наборе на курсы стюардесс и решила: почему бы нет?

— Что нужно сделать, как стать стюардессой?

— Прежде всего подать свое резюме с фотографией, если после этого пригласят на собеседование, то прийти вовремя и ответить на вопросы специальной комиссии, в которую входят инструкторы и специалисты по приему персонала.

— Какие вопросы обычно задают?

— Это могут быть любые вопросы, цель которых как можно полнее узнать о целях и мотивах человека пойти работать в сферу услуг и насколько этот человек подходит для работы с людьми. Смотрят на вашу внешность, наличие дефектов речи, шрамов, татуировок и т.д. Почему? Да потому, что стюардесса или стюард – это лицо авиакомпании, именно им предстоит иметь дело с пассажирами достаточно долгое время, отвечать на вопросы, помогать, кормить, возможно оказывать первую помощь, успокаивать или, даже, спасать.

— Проверяют ли будущих бортпроводников психолог? Ведь все люди разные и по-разному могут реагировать на стрессовые ситуации.

— Несомненно, следующим этапом после успешного прохождения собеседования является прохождение психологического тестирования, которое проводит психолог авиакомпании. Он использует специальные методики, которые позволяют определить стрессоустойчивость кандидата, выявить определенные качества личности, его способность работать в коллективе, возможное поведение в критических ситуациях, то есть предварительно оценивает насколько этот кандидат подходит для данной работы.

— А как проверяют пригодность по здоровью? Ведь это достаточно напряженная работа. Перепады давления в салоне на взлете — посадке…

— Перед тем как начать обучение все кандидаты должны пройти обязательный медицинский осмотр, по другому он называется ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия). Это достаточно серьезная комиссия и занимает около 2 недель. Нужно будет сдать анализы и пройти все необходимые обследования. Обязательно представить справки из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства. ВЛЭК обычно проходят в специальных поликлиниках. Из основных требований – хорошее зрение, здоровые лор — органы. У юношей обязательно должен быть военный билет.

А работа действительно напряженная. Во-первых, это ненормированный рабочий день: вылет может быть запланирован на любое время суток и закончиться может не по расписанию, а с различными задержками. Конечно, количество человек в экипаже планируют в соответствии с рейсом, но чего не может случиться? Во-вторых, это постоянная нагрузка на ноги, так как в полете постоянно придется перемещаться по салону, обслуживая пассажиров. В-третьих, это возможная смена часовых поясов, особенно в командировках, когда путается день с ночью.

— Это влияет на здоровье?

— Конечно, поэтому для стюардесс предусмотрена льготная пенсия. Постепенно происходит разбалансировка организма и требуется достаточно продолжительное время для восстановления. Продолжительность отпуска стюардесс, в среднем, более 70 дней в году, что позволяет полноценно отдохнуть и восстановиться.

Как стать стюардессой, нужно ли специально учиться и как долго?

— 2-3 месяца. Занятия проходят, в среднем, в течение 2 месяцев, а потом еще нужно налетать определенное количество часов, чтобы получить допуск к самостоятельным полетам. Это занимает около 1 месяца.

— Что изучают будущие стюардессы?

— Ну, это, прежде всего, как обслуживать пассажиров едой, напитками, знакомятся со стандартами обслуживания авиакомпании, узнают, какое спасательное оборудование есть на самолете и как действовать в случае чрезвычайных ситуаций, изучают основы медицины и как распознать симптомы различных заболеваний и опасных состояний, как оказывать первую медицинскую помощь. Также различные правила перевозок груза, почты, багажа, учатся читать специальные обозначения, маркировку, узнают, как перевозить различные опасные грузы, то есть то, с чем непосредственно будут иметь дело на работе. Предусмотрены уроки английского языка, на которых изучают основные фразы и выражения, необходимые для обслуживания иностранцев. Для тех, кто владеет иностранным языком на хорошем уровне, возможно получить специальный допуск на выполнение международных рейсов, а также предусмотрены денежные поощрения в некоторых авиакомпаниях.

— Что-то еще?

— Да. В разных авиакомпаниях эксплуатируют различные типы самолетов, соответственно, в учебном центре будущие бортпроводники изучают некоторые технические характеристики этих типов и особенности погрузки в них багажа, грузов. После этого получают специальные допуски и летают только на этих самолетах. В будущем возможно получение допусков и на другие типы, что также потребует обучения и сдачи экзамена.

— А с трапа прыгали?

— Да! После окончания всех аудиторных занятий кандидаты проходят подготовку на тренажерах: прыгают с трапа, открывают дверь в условно аварийной ситуации, вылезают по канату из форточки пилотской кабины, проходят водную подготовку: учатся залезать в плот и вытаскивать из воды людей, а еще учатся тушить пожар на багажной полке, в печке и на кресле, естественно, в оборудованных для этого местах. Чуть замешкаешься и инструктор уже говорит, что все задохнулись. В воздухе – не на земле. Вот почему важно точно знать что, когда и как надо делать в опасной ситуации.

— Есть какие-нибудь недостатки у этой профессии?

— Возможно их немало, но каждый человек выбирает для себя сам. Кроме влияния на здоровье, это невозможность заранее планировать свое время, что не всегда удобно.

— Ну, хорошо, а плюсы этой профессии какие-нибудь существуют?

— Безусловно! Если человеку нравится работать с разными людьми и не нравится сидеть на одном месте, то это будет любимое дело! Как уже отмечала раньше – это достаточно продолжительный отпуск и льготная пенсия и, что немаловажно, вы можете провести свой отпуск в любой части света, так как многие авиакомпании предоставляют своим работникам и даже членам их семей бесплатные или льготные перелеты. Зарплата бортпроводников достойная, даже на первоначальном этапе, а чем более опытный бортпроводник, чем больше налет в месяц, тем выше зарплата. Хотя, существует норма налета — не более 80 часов, что связано с влиянием перелетов на организм. Знание 1 или нескольких иностранных языков также оказывает влияние на оплату. Если кто-то еще не получил высшего образования, то вполне можно учиться заочно и оплачивать свое обучение. Во время командировок или задержек рейсов авиакомпания обеспечивает своих работников питанием и, если необходимо, проживанием в гостинице. Во время рейса также бортпроводники обеспечиваются специальным питанием.

— А смешные случаи какие-нибудь бывали?

— Таких в каждом рейсе хватает! Вот в крайнем, например:

-Соки яблочный, апельсиновый, томатный…

— Да, натуральный, пожалуйста…

Что оказалось потом яблочным…

— Ольга, спасибо за интересный рассказ. Желаю вам успехов в работе и больше благодарных пассажиров!

— Спасибо! А вашим читателям я посоветую выбрать такую профессию, которая будет приносить радость, потому что работа без удовольствия будет только разрушать тебя. В каждой профессии есть риски, реши для себя насколько ты готов отдавать себя любимому делу. В любом случае, не следует относиться к выбору профессии как к чему-то неизменному. Всегда есть шанс изменить свою жизнь и сделать ее еще лучше!